Одно из самых известных произведений раннего периода творчества великого Рафаэля Санти. Картину, изображающую знаменитый библейский сюжет, живописец закончил в 1504 году, и именно с этой работы пошла о Рафаэле слава, как о сложившимся мастере необыкновенного редкого дарования. В работе ясно прослеживается влияние Перуджино, в мастерской которого долгие годы учился Рафаэль.
Картина отличается идеальной симметрической композицией, при этом художнику удалось внести много революционно нового в библейский канонический сюжет.
Марию и Иосифа живописец изобразил не в храме, как это было принято, а в центре площади. Весь окружающий пейзаж пронизан двойным смыслом. С одной стороны, величественный храм со сквозным проходом, через который льется свет, символизирует божье благословение, с другой же, строение представляется зрителю как визуальный барьер между земным и небесным, оживленная площадь резко контрастирует с одиноким прекрасным пейзажем по ту сторону храма.
Все действующие герои лишены статики – их позы естественны, а жесты наделены лиризмом.
Мария и Иосиф изображены практически бесплотными – одухотворенные, с любовью и смирением склонили они головы перед священником. В руки Иосифа Рафаэль дал посох, как символ богоизбранника. Рядом с парой отвергнутый жених ломает свой посох о колено.
В картине использовано ограниченное количество окрасок – мастер играет с полутонами, создавая при этом необходимый ритм и колорит. Картина долгое время кочевала по разным церквям и капеллам, пока в 1806 году не была выкуплена пасынком Наполеона Евгением де Богарне для Академии изящных искусств.