Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них “Обручение Богоматери”. Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.
В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.
Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
Предполагают, что картина была заказана для украшения госпиталя де ла Каридад, посвященного Богородице. В документах она не упоминается, однако бесспорно, что по манере письма, нервным мазкам, истаиванию форм, она относится к позднему периоду творчества великого мастера. Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с “Сошествия Святого Духа”.