Настроение полной гармонии, созерцательного успокоения сумел воплотить Куинджи в своей этюдной крымской работе. Радостна и чиста густая лазурь, среди которой клубится излюбленное – “куинджевское облако” – поднимающееся вертикально ввысь, пышное и светящееся. Тихая и покойная глубина звучит в этом очаровательном солнечном дне, проведенном на берегу Черного моря.
В постоянных заботах о своих учениках Куинджи летом 1895 года организовал за свой счет экскурсию целой группы их в Крым. Доехав до Бахчисарая по железной дороге, молодежь оттуда пешком по Яйле добралась до южного берега и расположилась станом вокруг “виллы” Куинджи в его имении: здесь шла горячая работа изучения горной крымской природы и моря… Рядом с обучением творчеству шло и пристальное изучение природы, – требовательное и даже придирчивое отношение к точности тех переводов с “языка природы” на “язык человеческий”, какие представляют собой этюды живописцев…
Архип Иванович умел передавать ученикам свое воодушевление и ту любовь к искусству, которою сам горел. Вспоминая впоследствии в одной газетной заметке годы своего ученичества в мастерской Куинджи, H. К. Рерих метко сравнивает Архипа Ивановича с художниками-учителями эпохи Возрождения: “Оживал мастер-художник далекой старины…
Ученики были для него не случайными объектами деятельности наставника, а близкими ему существами, которым он всем сердцем желал лучших достижений… Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель – их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями”.