Таитянский период биографии художника Поля Гогена бесценен уже тем, что дает возможность простому зрителю, такому как вы, или я, узнать о жизни жителей Полинезии. В познавательный экскурс входят темы быта и веселья островитян, трудовых будней и устройства жилища, география населения и разнообразие флоры. Это замечательная возможность воочию убедиться в том, что Океания – место такое же, как многие на нашей планете, где жизнь идет своим чередом, меняя одно поколение на другое.
Здесь предложено полотно Гогена “Полуденный отдых” на бытовую тему. Оно написано в период недолгого возвращения художника на историческую родину во Францию перед окончательным переездом на острова Океании. Несмотря на пребывание в Европе, художник неотрывно следует тематике экзотических стран. Он взял за основу простой отрывок из жизни таитян, который, честно говоря, является тайной мечтой многих европейцев.
Это полуденный ленивый отдых с разговорами на обыденные темы и сладким сном.
Изображение построено на укрупненных деталях. Это касается первого плана, а также дальнего с кусочком пейзажа. Персонажи хорошо вписаны в небольшую по размерам плоскость. Примечателен герой, сидящий к зрителю спиной.
Необычное решение автора.
Интересна национальная одежда этой незнакомки. Она очень простая из натуральных тканей. Головной убор, как видим, представляет собой кокетливую соломенную шляпку. Она никак не вяжется с босыми ногами женщины. Ступни героини исхожены и грубы.
Кто-то из персонажей лежит на хлопковых простынях – везунчики таитянского распорядка. Кто-то скучает на краю террасы, иной – читает книгу. Примечательно то, что Гоген отобразил в работе исключительно женщин.
Причем островитянки являются постоянными героями его работ. Дискриминация? Но это отступление от темы.
Картина построена на цветовых контрастах. В частности, это касается палитры. Дальний фон, не смотря на использование зелени, кажется холодным, так желтизна смешана с зеленью, превращаясь в прозрачный салат.
А вот сцена на террасе дома, также написанной холодными сиреневыми красками, отдает неким теплом. Такой эффект получен благодаря сочной красной одежде одной их девушек и той самой шляпке.
Гоген не стал использовать эффект светотени, почему-то уплощив этим отдельные детали. В этом фишка его авторского письма – минимум теней и бликов. В целом картины позитивная, можно сказать, показательная для тех, кто “трубит” на рабочем месте “от звонка до звонка”.
К сожалению, о сиесте мы узнаем только из живописных источников и СМИ.