Описание картины Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси – Джеймс Уистлер

 Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси   Джеймс Уистлер

Сначала Уистлер назвал эту картину “Ноктюрн в синем и серебряном №5”. Это первоначальное название многозначительно. Во-первых, оно подчеркивает ту роль, которую художник отводил цветовой гамме.

Во-вторых, цифра говорила о намерении Уистлера писать целую серию “Ноктюрнов”.

Главным элементом композиции выступает старый деревянный мост в Баттерси, разрушенный в 1881 году. Этот мост считался довольно опасным местом, поскольку много раз был поврежден судами, с трудом протискивавшимися между его тесно поставленными сваями. Желая придать мосту более изящный вид, Уистлер изменил его очертания, увеличив высоту сооружения и расширив его пролеты.

Скорее всего, эта картина была создана под влиянием гравюр японского художника Хиросиге с изображением фейерверков.

Любопытно отметить, что “Ноктюрн в синем и золотом” написан так, словно автор сидел в лодке. “Задумчивую” атмосферу Уистлер передал с помощью свободных, широких мазков, благодаря которым дальний берег реки кажется окутанным туманной дымкой.

Ноктюрн в синем и серебряном: Причал в Баттерси – Джеймс Уистлер

 Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси   Джеймс Уистлер

Ноктюрны можно суверенностью отнести к наиболее оригинальным и сильным работам Уистлера. Большая часть их-в том числе “Ноктюрн в синем и серебряном: Причал в Баттерси” – была создана в 1870-е годы. Сюжетами для “Ноктюрнов” чаще становились виды Темзы, неподалеку от которой жил художник.

Городские сцены тоже присутствуют в серии “Ноктюрны”, но они весьма немногочисленны. Одна из таких работ – “Ноктюрн в сером и золотом: Снег в Челси”, 1876 . Само название “Ноктюрны” было подсказано Уистлеру его постоянным заказчиком Фредериком Лилапдом. Уистлеру очень нравилось вводить в названия своих картин музыкальные термины.

Он считал, что это позволяет отвлечь внимание зрителя от конкретного временного и топографического контекста. “Используя термин “ноктюрн “, я подчеркиваю универсальность картины, оторванной от конкретного места или события, – писал Уистлер. – Слово “ноктюрн” определяет главенство линии, цвета и формы над событийным содержанием работы”.

В поисках натуры Уистлер подолгу бродил вдоль берегов Темзы, но ему было сложно делать наброски на пленэре, поэтому большая часть его картин создавалась по памяти, в мастерской. Друзья вспоминали, что во время таких прогулок Уистлер часто бормотал какие-то слова, словно проговаривая и запоминая детали будущей картины. Вернувшись в мастерскую, он, восстанавливая свои ощущения по тем словам, которые остались у него в памяти, работал очень быстро.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Описание картины Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси – Джеймс Уистлер.