Сохранились любопытные воспоминания тосканского писателя Ренато Фучини, связанные с работой Фаттори над этим в высшей степени экспрессивным полотном. В автобиографических записках Былое: случаи и курьезы из моей жизни” писатель без ложной скромности утверждал: “Ногу в стремени” он создал с моей подачи.
Наблюдая как-то раз, как он пишет батальную сцену с группой спасающихся бегством всадников, я спросил его: “А что если во всех этих атаках и бегствах изобразить одного упавшего с лошади, с застрявшей в стремени ногой”?” Он посмотрел на меня с удивлением, вопросительно. Вот всегда так! Он не знал, что это такое – когда всадник падает, а его нога при этом остается в стремени, он никогда этого не видел.
Я объяснил ему это, идея ему понравилась, и он тотчас же написал картину. Работа, упомянутая Фучини как батальная сцена с группой спасающихся бегством всадников” – это, по всей вероятности, Взрыв пороховницы.