Икона Прокопия Чирина “Никита-воин” происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. На обороте ее, под верхней шпонкой, надпись скорописью: “Лета [7101 ] году написал сии образ на Москве иконник Прокопей Наугородец. А обложен сий образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги […107 ] году сентября в [15] ден строением Никиты Григорьева сына Строганова”. На верхней шпонке клеймо дома Строгановых.
Икона представляла собой центральную часть триптиха, на створках которого было исполнено житие святого Никиты. Створки и золотой чеканный оклад с иконы в настоящее время хранятся в Государственном Историческом музее в Москве.
Прокопий Чирин, так же как и другие известные иконописцы конца XVI – первой половины XVII века Истома Савин, Назарий Истомин и Никифор Савин, исполнил ряд произведений для семейства Строгановых – крупнейших купцов, промышленников и именитых людей того времени. Святой мученик Никита был святым патроном Никиты Григорьевича Строганова, заказавшего не только золотой чеканный оклад, но, по-видимому, и икону.
На иконе Прокопия Чирина святой Никита представлен в рост, в трехчетвертном повороте, молящимся перед образом Богоматери с Младенцем. Подобные изображения святых перед Христом или Богоматерью, широко распространившиеся в XVI и особенно в XVII веках, наряду с традиционными фронтальными изображениями, выражали идею заступнической, посреднической молитвы. Святой Никита изображен в полном воинском облачении: в левой руке он держит меч, правая протянута к образу Богоматери в облаках. Плотный темно-зеленый фон означает, что икона предназначалась под оклад.
В отличие от несколько провинциальных и архаичных по стилю произведений, вышедших непосредственно из сольвычегодских иконописных мастерских, иконы московских “государевых мастеров” представляют собой одно из наиболее элитарных и изысканных художественных явлений в русском искусстве позднего средневековья, истоки которого лежат в московской придворной культуре. Как и большинство “строгановских” икон, икона Прокопия Чирина небольшого размера, с мелкими, тщательно прорисованными деталями.
Особая изысканность рисунка и цвета, обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, сближают эти произведения с книжной миниатюрой, гравюрой и ювелирным искусством предшествующего времени. Особая хрупкость, вытянутые пропорции, обилие золота в одеждах и световых бликов в личном письме создают бесплотный, пронизанный светом образ, подобный Небесному, райскому видению и напоминающий о совершенной духовной красоте горнего мира.