Когда Климент V, избранный папой в 1305 г., перенес папскую резиденцию из Рима в Авиньон, за ним последовали и художники. Симоне Мартини – возможно, самый крупный из живописцев нового папского двора в Авиньоне, – был маяком, свет от которого, прямой или отраженный, распространялся очень далеко.
В “Несении креста”, в передаче шествия, выходящего из города и вступающего на зловещую дорогу к Голгофе, Симоне следовал тем приемам изображения многофигурных сцен, которые разрабатывал его наставник, сиенский мастер Дуччо. Через творчество Симоне влияние сиенской живописи распространилось на строгую готическую живопись Севера и имело продолжительное воздействие во Франции. Спускаясь по уходящей вниз дороге из Иерусалима, толпа с трудом упорядочивается в своем движении на Голгофу.
Резким цветовым акцентом выделена фигура обезумевшей от горя Марии Магдалины. Ее руки подняты как раз над крестом, который задает направление ритуальному шествию. У сиенских мастеров было живое чувство людской массы, ее силы и характера.
Здесь каждый – будь он сторонник или злобный преследователь Христа – с равной силой теснит остальных. А город за кольцом розовых стен принадлежит к самым примечательным архитектурным видам среди произведений сиенской школы.