После появления произведения живописи “Неравный брак” на академвыставке о художнике Пукиреве заговорила вся Россия. Эта успешная работа привлекла внимание общественности и вызвала страстную полемику в прессе.
О неравных браках бытуют разные мнения. Однако история говорит о том, что такого рода браки в прошлом приносили страдания молоденьким девушкам, которых насильно выдавали замуж за стариков. Это было настоящей трагедией для жертвы, поэтому такая тематика часто присутствует в народных песнях, литературных произведениях и в изобразительном искусстве.
Сам Пукирев был выходцем из семьи крестьян, он знал многое о жизни простого народа не понаслышке, его волновали проблемы общества. Картина “Неравный брак”, которая стала пиком творческой деятельности мастера, – яркий тому пример.
Подпочва картины – реальное событие о несчастной любви С. М. Варенцова – зажиточного фабриканта, друга Пукирева. Который обручился с бедной юной девушкой С. Н. Рыбниковой. Однако творческая фантазия художника не ограничилась подлинными фактами. Пукирев сознательно изобразил жениха более пожилым, а невесту почти дитям.
К тому же, жених у Пукирева не фабрикант, а сухой и чопорный отставной генерал.
Автор красками придает ему неприятного внешнего вида: глубокие морщины на лице, дряблая кожа, туго зажатый воротник – все говорит о том, что чиновник черствый человек. Его не волнуют слезы невесты. Не повернув к ней головы, жених лишь шепотом высказывает свое недовольство.
Молоденькая невеста – полный контраст “новобрачного”. У нее миловидное овальное личико, маленькие губки, русые волосы отливают шелковым блеском. В свадебном платье с кружевами, прозрачной фате она выглядит по-особому трепетно и прелестно.
Свое уникально произведение живописи В. В. Пукирев посвятил судьбе “бесприданницы”. Его полотно “Неравный брак” благодаря своей актуальности было хорошо воспринято публикой.