Заказ портрета русского классика Николая Алексеевича Некрасова поступил Крамскому от Павла Третьякова – великий меценат хотел собрать у себя портреты всех выдающихся людей своего времени, и, разумеется, не обошел известного поэта, редактора, публициста стороной.
В 1875 году у Некрасова обнаружилась неизлечимая болезнь – рак кишечника, а к 1877 году стало понятно, что дни его сочтены. Тогда-то Павел Третьяков и сделал срочный заказ Крамскому.
Художник принялся за работу, решив написать больного писателя, лежащим в подушках, на что получил решительный отказ у заказчика – не может великий классик предстать в такой вот немощной позе. “Великий борец”, как тогда называли Некрасова, должен быть изображен соответственно. Крамской выполнил волю заказчика и создал погрудный портрет, который был принят Третьяковым.
Однако по завершении заказа Крамской принимается писать полотно в соответствии со своим творческим замыслом, которое войдет в мировую художественную культуру, как “Портрет Некрасова в период “Последних песен”. Картину так и не увидел портретируемый – заканчивал ее живописец, когда Некрасова уже не было в живых.
Вначале картина должна было изобиловать многими вещами и мелочами, которые любил Некрасов. Так, например, пространство полотна должно было вмещать шкаф с оружием, как напоминание об охотничьем увлечении, любимую собаку поэта. Однако вскоре Крамской уберет “лишние” детали, мешающие восприятию героического образа, сделав картину больше по формату, нежели задумывал ее изначально.
Внимательно рассмотрев картину можно многое рассказать о ее герое – по правому краю произведения можно заметить бюст Белинского, которого Некрасов чтил всю жизнь, как своего учителя и выдающегося человека, а вон на столике тома “Современника”, журнала, которому поэт посвятил значительную часть жизни, портреты Мицкевича и Добролюбова говорят о его интересах и убеждениях.
У Крамского получился удивительный потрет, сочетающий в себе и камерность и истинное величие, даже монументальность. Мы видим Большого человека, выдающегося деятеля литературного слова, которого измучила болезнь. Его физические силы на исходе и об этом говорит буквально все в его облике, но при этом душевная мощь еще светиться, не иссякнув на краю могилы.
Живописец поставил ложную датировку в углу полотна – 3 марта. Именно в этот день Некрасов прочитал Крамскому свое стихотворение “Баюшки-баю”, которое глубоко поразило живописца и стало пророческим для писателя.