Это один из натюрмортов, написанных Ван Гогом во время пребывания в лечебнице. Не имея возможности выходить на улицу, художник, кроме копий картин старых мастеров и интерьеров больницы, написал несколько букетов цветов, среди которых были розы и ирисы.
Эта картины отличается продуманностью композиции, четкостью очертаний, колористической гармоничностью. Видимо, сказалось стремление автора “взять себя в руки”, организовать свои мысли и эмоции путем самоконтроля.
Обозначив поверхность стола узкой полосой зеленого цвета, художник размещает вазу с огромным букетом прямо посреди холста. Синие пятна ирисов гармонично распределены в верхней части полотна разными по размеру группами. В картине нет пустующих мест, все пространство гармонично заполнено элементами композиции.
Колорит картины строится на сочетании легких пастельных оттенков холодной гаммы. На нежно-сиреневом фоне выделяется округлая бело-голубая ваза. Слегка тронутые увяданием цветки ирисов написаны с помощью мягкого сочетания ультрамарина, белого и розового цветов, а острые листья перекликаются по цвету с поверхностью стола.
Ван Гог не моделирует формы светотенью, выбирая сплошную заливку больших плоскостей и обводя предметы четким тонким контуром. Этот прием позаимствован художником у мастеров японской гравюры. Их творчество привлекало его точностью, быстротой, легкостью исполнения и ясностью выражаемых чувств.