“Натюрморт с профилем Лаваля” – холст, масло. Картина написана в 1886 году французским художником Полем Гогеном. На сегодняшний день полотно выставлено в музее Индианаполиса. На картине изображен друг Гогена – Чарльз Лаваль в профиль, окруженный неодушевленными предметами.
Среди прочих предметов, на столе присутствует керамический горшок, который Поль Гоген выполнил своими собственными руками.
Сочетание портрета и натюрморта в данном случае показывает, насколько искусно Гоген способен был подчерпнуть все лучшее от мастеров, которыми восхищался. Например, фрагмент лица Лаваля на картине выполнен в манере Эдгара Дега. Техника натюрморта, в которой фрукты пишутся параллельными мазками, можно сравнить с работами Поля Сезанна. Помимо исполнения излюбленных художественных приемов, Гоген внес в это произведение еще одну деталь от себя.
Ею стала керамическая ваза, странной, причудливой и даже несколько пугающей формы, которую тщательно осматривает Лаваль на картине.
Гоген намеренно использовал технику двух самых знаменитых на тот момент представителей жанров модерн и натюрморт. При этом художник не стремился гармонично воплотить эти две техники на полотне. Напротив, Гоген оставляет их в некотором разногласии, привнося впечатление несвязности композиции. Это его первая картина из серии полотен, бросающих вызов творчеству.
Лаваль, в роли зрителя пытается предугадать следующий шаг Гогена.
Гоген и Лаваль познакомились летом 1886 года, и молодой художник вскоре стал учеником Гогена. Эту “второстепенную” роль можно уловить по внимательному и изучающему взгляду Лаваля на вазу, выполненную его учителем Гогеном.
Благодаря тому, что мы знаем об этой вазе, можно отнести создание этой картины к концу 1886 года, после возвращения Гогена в Париж, так как ваза была создана не ранее октября. Гоген высоко ценил свои работы по керамике, так как все произведения искусства дают возможность заработка. Он писал своей жене Мэтт, что этот необычный горшок должен стоить не менее 100 франков.
На сегодняшний день местонахождение этой вазы неизвестно, возможно, она уничтожена.
Винсент Ван Гог предложил обмен портретами среди небольшой группы художников. Это произошло на Порт-Авеню, целью было усилить чувство общности среди художников. Эти “дружественные портреты” были выполнены в необычных новых техниках, а мастера высказали свой отказ от натурализма и приверженность символизму.
“Натюрморт с профилем Лаваля” был продан в 1998 году как часть коллекции Гогена и его окружения с Понт-Авеню. Швейцарский коллекционер Самуэль Йозефович приобрел 17 картин и 84 гравюры, заплатив приблизительно 30 миллионов долларов. Организация “Лили Эндоумент заработала 20 миллионов долларов на этой сделке. Остальную сумму получил Музей Индианаполиса. Сколько Йозефович заплатил Музею Индианаполиса лично от себя – неизвестно.
Любопытно, что коллекционер пожертвовал все приобретенные гравюры. Он приобрел коллекцию Понт-Авеню в 1950-1960 года, прежде чем творчество Гогена стало очень высоко оцениваться. Эта необычная картина на сегодняшний день экспонируется в Jane H. Fortune Gallery, под порядковым номером 1998.167.