Попугай… Птица, словно созданная для того, чтобы радовать взор, чтобы потешать и развлекать зевак подражанием человеческой речи, заморское чудо. И как шокирует изображение мертвого попугая, да еще и не одного!
Именно на это решился Поль Гоген в одном из натюрмортов полинезийского периода творчества.
Яркие краски способны на мгновение ослепить взгляд, но когда присмотришься внимательнее – невольно содрогнешься. Три мертвых попугая лежат на столе. Их яркое, разноцветное оперение дисгармонирует с неподвижностью, окоченелостью убитых птиц.
Рядом с ними небрежной рукой брошена кисть красных ягод – как будто русской рябины или калины, хотя, конечно, это исключено.
На самом краешке стола, тоже словно для усиления контрастности восприятия, покоится экзотический, желто-красный цветок. Другой цветок вышит на скатерти, которой покрыт стол. Сбоку и справа находится некое блюдо, накрытое крышкой, и что там, под ней, можно только догадываться.
А по центру – некий жертвенник, святилище в виде сидящей в позе лотоса женской фигуры.
Очень даже возможно, что несчастные птицы и были принесены в жертву этому папуасскому божеству. Гоген не забыл и атрибутировать картину, указав слева внизу себя и год – 1908.