К подсолнухам как к сюжету особенно любили обращаться импрессионисты. Достаточно вспомнить Клода Моне и Ван Гога.
Гоген стал писать подсолнухи уже в конце своей жизни и творческого пути. Хотя замечательные желтые цветы уже мелькали на раннем полотне автора, однако, было это связано с одной из печальных и горьких страниц жизни живописца. Еще молодым, но уже сформировавшимся художником, Гоген дружил с Ван Гогом.
Два величайших художника поселились вместе в Арле, мечтая о том, что их новый дом станет пристанищем для молодых живописцев-новаторов.
Специально для нового товарища и единомышленника Ван Гог создал целую серию картин с подсолнухами, чтобы украсить комнату Гогена. Однако тандема не сложилось, Гоген был едва не покалечен, а Ван Гог переехал в приют для душевнобольных. От былой многообещающей дружбы лишь осталась картина – “Ван Гог, рисующий подсолнухи”.
И вот в 1901 году Гоген вновь обращается к данному сюжету. После всех исканий и эстетических экспериментов, кажется, что автор возвращается к началу – натюрморт выглядит почти классическим. Однако нетрадиционные элементы все же присутствуют в работе, иначе это был бы не Гоген.
Черноволосая голова туземки в окошке делает сюжет необычным, при этом цвет лица девушки почти сливается с цветом головок цветов.
Нельзя не обратить внимание на само изображение цветов, выглядывающих из мешковатой корзины. Это ни яркие радостные цветы, полные жизни и солнечного света – Гоген дал им здесь иную трактовку. Почти все головки подсолнухов опущены, лепестки на них растут редко, сам букет как будто разваливается во все стороны.
От цветов нестерпимо веет усталостью, потрепанностью, вялостью. Они словно выступают транслятором душевного состояния Гогена, которое в последние годы жизни было особенно тяжелым.