Фламандский художник Франс Снейдерс – один из крупнейших мастеров натюрморта в мировой живописи. Его картины, каждая из которых – гимн радости земного бытия, в жанре натюрморта равнозначны тому, что создавал Рубенс в иных видах живописи. Оба художника много и плодотворно сотрудничали.
Снейдерс дополнял изображением цветов и плодов картины Рубенса ; в произведениях Снейдерса часто встречаются фигуры, выполненные по эскизам Рубенса.
“Натюрморт с битой дичью и омаром” написан Снейдерсом в пору творческого расцвета и в нем великолепное мастерство художника проявилось в полную силу.
К произведениям Снейдерса удивительно не подходит французское название “натюрморт”, что значит мертвая природа. Они исполнены жизненной силы, движения. Изображенная снедь как бы распирает рамки картины, не умещаясь на плоскости огромного стола, свешивается с него или, скатившись, грудой лежит на полу.
Художник стремится усилить впечатление динамики и тем, что вводит в полотно изображение живых существ: из-под стола выглядывает собака, готовая броситься на ощетинившуюся кошку.
Динамичны и красочные сочетания в картине – ослепительно-белая скатерть положена на ярко-красную, на синем блюде выделяется красный омар, блещет сине-зелено-золотистое оперение павлина. Но безудержная вакханалия красок и форм всегда подчинена у Снейдерса единому композиционному замыслу. В картине “Битая дичь и омар” яркое красочное пятно скатерти и омар заключены в овал, очерченный раскинувшимся павлином, овощами на полу и лесенкой с поставленной на нее снедью.
Оценив и использовав декоративные возможности, заложенные в натюрморте как жанре живописи, Снейдерс никогда не пренебрегал индивидуальной характеристикой отдельных предметов. Каждый из них, будь то скользкая, глянцевитая чешуя рыбы, заячья шерсть или сочные плоды, изображен художником с большой жизненной убедительностью. Кроме того, Снейдерс был незаурядным анималистом, о чем, например, свидетельствует изображение животных в картине.
“Натюрморт с битой дичью и омаром” входит в серию из 4 картин Снейдерса, названную “Лавка”. Эти произведения были выполнены для епископа города Брюгге. Картины поступили в Эрмитаж в конце XVIII века, во время правления Екатерины Великой.