Помимо пейзажных работ Поль Сезанн создавал натюрморты, портреты и различные сюжетные композиции. В отношении колористической проработанности интересным можно считать полотно “Натюрморт с баклажанами”, которое создавалось с 1893 по 1894 год. На сегодняшний день натюрморт представлен в числе коллекционных собраний Музей Метрополитен в Нью-Йорке.
“Натюрморт с баклажанами” выполнен в холодной сине-зеленой гамме. Предметы помещены на фоне стены, изображение которой создается благодаря различным оттенкам зеленого и синего, сложным оттенкам цвета морской волны. Баклажаны изображены на фоне зелено-синей затемненной стены.
Баклажаны имеют черный цвет с легким фиолетовым отливом.
Нагнетание теневого рисунка проявляется в сгущении красок, стягивании ярких, светлых цветов в сторону более темных тонов. В натюрморте представлена часть кухонного гарнитура, при этом художником воссоздана фактура дерева с эффектом патины. Кухонный гарнитур представлен в затемненной части холста, образуя контрастное сочетание со светлыми элементами натюрморта.
Художник играет со светом, уделяя ему второстепенное значение. Большее значение в картине придается теневым отношениям. Именно благодаря соотношению контраста, рисунка теней вылепливается объем предметов, которые выстраивают натюрморт.
Художник четко работает с фактурой, передает точное ощущение материала, его теплоту или наоборот прохладу.
Теплые оттенки в “Натюрморте с баклажанами” скорее присутствуют как элементы, цветовые фрагменты. Оранжевые фрукты, светло-желтые блики придают изображению необходимый колористический баланс и гармонию. Для натюрморта характерна градация холодных оттенков, что выстраивает цветовую структуру холста. Кроме того, рисунку свойственна полупрозрачная акварельная структура. В то время, как натюрморт создан в технике масляной живописи, для которой в первую очередь характерно нанесение плотного красочного многослоя.
Используя масляные краски довольно непросто добиться эффекта акварельной дымки и хрупкой полупрозрачности образов. Напротив, изображение зачастую смотрится чрезмерно плотным, утяжеленным многими слоями краски.
Изображение натюрморта насыщено разнообразными предметами, драпировками, деталями. К примеру, ткань, используемая для драпировки стола, имеет усложненную складками форму. Подчас чрезмерные, гипертрофированные, довольно крупные складки придают изображению декоративность, заполненность и насыщенность пространства. Активные складки образуют такие же активные, насыщенные тени, что делает рисунок более отчетливым, отчасти резким, остро очерченным, графичным. “Натюрморт с баклажанами” – скорее всего не живописная работа, а произведение графики.
Поскольку ведущим для художника в полотне являются контрастные свето-теневые решения, четкий линейный рисунок, графичность, нежели красочность, резкий контраст, нежели пастельная размытость и неясность очертаний и мягкость форм.