Итальянский абстракционист Джорджо Моранди родился, жил и умер в Болонье. В Болонской академии он учился, а затем преподавал. Моранди почти никогда не покидал родного города, выезжая только в его окрестности, которые очень любил и не раз воспроизводил в своих полотнах.
Выставляться он начал с 1911 года, но ценителями его искусства долгое время оставались только близкие друзья – болонские живописцы. Всемирная слава пришла к художнику после выставок в Венеции и в Сан Паоло.
В истории искусства первой половины нашего столетия имя Моранди стоит особняком. Его нельзя отнести ни к одному из многочисленных течений современного искусства, хотя он и прошел через увлечение так называемой “метафизической живописью”. Но этот период, падающий на 1918-1920 годы, был очень кратким в его творческой биографии.
Художника постоянно увлекали спокойная гармония произведений Джотто и раннего кватроченто, восхищал колорит Вермеера Дельфтского и итальянских работ Коро, интересовала композиция Сезанна.
Джорджо Моранди вел одинокий и замкнутый образ жизни, столь же замкнуто и интимно его искусство. Его не волновали сложные проблемы и события современной действительности, он исключил человека из круга творческих интересов, ограничив свой мир небольшим числом постоянных привязанностей: это пейзажи окрестностей Болоньи и натюрморты, составленные из нескольких простых предметов. Художник постиг красоту обыденных вещей, именно поэтому его часто называли современным Шарденом. Он сделал вещи своими интимными собеседниками.
Используя однообразные мотивы, он никогда не повторялся в их живописном воплощении, бесконечно варьируя цветовую гамму, светотеневое решение. Моранди был не только великолепным живописцем, но и превосходным гравером – многочисленные офорты показывают тонкость его виртуозного мастерства.
Произведения мастера в основном находятся в частных собраниях. В музеях их очень мало. В Эрмитаже имеются два натюрморта художника, один из которых относится к “метафизическому” периоду, второй, выполненный в 1920-х годах, ярко характеризует своеобразный живописный стиль Моранди. Хранящаяся в Эрмитаже картина относится ко времени, когда художник отказался от недавно любимой “метафизической живописи”, которой следовал с 1917 г. Выработав неповторимый стиль, сдержанный и суровый, он словно дал почувствовать публике свое отчуждение от объективной реальности.
Натюрморт, составленный из сосудов и фруктов, решен в желтовато-розовых и голубовато-серых тонах. Предметы не имеют определенно выраженных контуров, их очертания тают в окружающем воздухе. Все построено на тончайших нюансах – нюансах ощущений, форм, цвета, светотени.
Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.