Академические работы Кипренского, отвечающие канонам классицизма, в основном, относятся к времени его обучения в Академии. Уже в первых дошедших до нас набросках чувствуется легкое раздражение молодого живописца, вынужденного творить по предложенным “прописям”.
С одной стороны, он как бы не отходит от них, а с другой, при всяком удобном случае добавляет в стереотип какой-то необычный обертон, заставляющий неожиданно звучать привычную композицию. Прежде всего, это связано с отсутствием абсолютно плавной линии, с ее легкой “рваностъю”, запутанностью, с насыщенным цветом, вносящим в классическую композицию странную эмоциональность, с едва уловимой тревогой, “смещающей” провозглашенную торжественность академического произведения.
В качестве примера подобных набросков приводим работу “Натурщик на фоне красной драпировки”, 1802. Заметим, что указанные “искажения” можно при желании обнаружить даже в самой правоверной академической картине Кипренского “Дмитрий Донской на Куликовом поле” , удостоенной Большой золотой медали.