Жена поэта. Друзья и родные Пушкина восхищались юной Натальей Николаевной. Находили ее в “высшей степени очаровательной, красивой, изящной и умной” . Свои чувства к жене поэт выражал большей частью в письмах. В сентябре 1833 года из Нижнего Новгорода и Оренбурга он писал ей: “… я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало. Addio mia bella, idol mio, mio bel tesoro quando mai ti rivedro. …
Мне тоска без тебя, кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж”.
Акварель А. П. Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны, созданным при жизни Пушкина. 8 декабря 1831 года поэт писал ей из Москвы:”Брюллов пишет ли твой портрет?”. Несомненно об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный завод: “Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри”.
Портрет хранился в семье Пушкиных, а с 1844 года Пушкиных-Ланских. После смерти Натальи Николаевны он находился у ее детей. В 1927 году внук Н. Н. Пушкиной-Ланской, П. И. Арапов, передал портрет в Пушкинский дом, откуда поступил во Всесоюзный музей А. С. Пушкина.