При поиске информации о картине К. Васильева “Нашествие” вы непременно найдете что-нибудь о том, что в Тверской области проводиться одноименный рок-фестиваль. Под открытым небом собираются отечественные рок-музыканты, среди которых и А. Васильев с группой “Сплин”. Если вы обладаете достаточной дотошностью и хоть что-то понимаете в генеалогии, то найдете удивительный факт: музыкант и художник – дальние родственники.
И, если о первом известно достаточно, то о втором можно найти довольно скупые сведения. Так, К. Васильев писал на особую, героическую тематику. Великая Отечественная, прошлое Киевской Руси, богатырский цикл – все это нашло отражение в его особом мировоззрении. Картины “Парад 41-го”, “Тоска по Родине”, “Прощание славянки” имеют почти осязаемое звучание.
Если присмотреться к работе “Нашествие”, то вы увидите, как мастерски художник изобразил страх потери и надежду на лучшее, человеческую веру и безверие.
Основные мотивы картины “Нашествие” – это чувство страха, горя и смерти. Кажется, что преграды для завоевателей не существует. Однако, в трактовке автора это – не тишина, а затишье.
Взгляды святых с древних фресок словно предупреждают о том, что завоеватели, хоть и покорили полмира, не смогут захватить святую Русь.
Замысел картины вынашивался художником достаточно долго. Васильев несколько раз переписывал полотно и от первоначальной многофигурной композиции с изображенной на ней битве Тевтонского ордена со славянами остался лишь идейный смысл. Были упразднены батальные сцены, осталась лишь борьба духовная и идейно-символический конфликт.
Ключевым образом для этой работы Васильева является само слово “нашествие”. Как правило, это определение используется для того, чтобы обозначит вторжение врагов в страну, причем огромного количества врагов. Это лексическое значение слова, которое несет в себе глубочайший подтекст. Картину можно было бы назвать просто “Война”, однако воевать можно за то, что дорого, за то, что свято. Сама семантика слова “война” несет в себе печаль, жестокость и смерть.
Однако люди могут воевать, отстаивая свои убеждения и желание лучшей жизни. Слово “нашествие” никак не отражает отстаивание убеждений, оно просто становиться синонимом грубой бессмысленной силы. Под нашествием чаще всего подразумевается неудержимость, неосознанность и стихийность.
Кроме этого, нашествие символизирует то, что трудно остановить.
Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.
Рассматривая колористические особенности “Нашествия” невозможно не заметить, что главный цвет на картине – серый. Этот оттенок окрашивает землю, костер, тучи и даже образы святых. Как правило, серый – это унылый, грустный и печальный символ человеческой жизни. Психологические особенности серого цвета заключаются в создании состояния уныния, печали и грусти.
Только этот оттенок способен создать гнетущее настроение и чувство тяжести. Серый – это монотонность, трагичность и непередаваемая печаль.
Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей.
Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.
Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира.
Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами. Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.
На холсте перед нами всего два символа. Оплотом веры и надежды Руси остается разрушенный Успенский собор Киево-Печерской лавры с остатками ликов святых. Они сурово сомкнули губы и возносят молитвы к Богу, надеясь на то, что он сохранит жизнь людям.
Второй символ – это разрушение, который отражает железная орда захватчиков.
Разрушенный храм в “Нашествии” – само по себе страшно. Васильев пишет поруганную святыню, которая когда-то давала людям моральную поддержку, утешение и надежду на лучшую жизнь. Храмы, как известно, всегда были в сознании русского человека важной частью его культурного наследия, поскольку возводились в честь важного события и были значимыми для истории. Теперь от него остались лишь немые свидетели – фигуры святых, символизирующих не только всеобъятную скорбь, а и духовную силу людей.
Христианские мученики на фоне нашествия – это не просто лики, это – судьи, которые воздают каждому по его деяниям.
Картина Васильева создает настроение, но не дает ответа на многие вопросы зрителя. К примеру, она не скажет, почему полчища завоевателей двинулись на Русь, но обострит чувство справедливости. Зритель невольно начинает верить в ее торжество, в то, что народ может выстоять даже в страшное для него время.
Многие, несмотря на созданную художником атмосферу страха, не испытывают его, а наоборот, знают, что скоро все закончиться. Есть, конечно же, боль за своих близких, за разрушения и смерти, но лики христианских святых способны подарить надежду: если выстояли они, выстоят и люди.
Картина “Нашествие” очень важна для воспитания не только патриотических чувств, а и для укрепления веры. Как правило, она вдохновляет на многое, а человека, который верит, победить невозможно.
Другой аспект “Нашествия” – это предостережение. Полотно Васильева показывает, что завоеватели вторгались на Русь и могут сделать это снова. Художник призывает нас задуматься о будущем, особенно в условиях современного, далеко не мирного времени.