Полотно “На пашне. Весна” – одна из самых прославленных картин Венецианова – была написана вскоре после “Гумна”. Название ее менялось со временем: “Женщина, боронящая поле”, затем – “Крестьянка в поле, ведущая лошадей”, после того – “Деревенская женщина с лошадьми”.
Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии “Времена года”, в которую было включено и полотно “На пашне. Весна”.
Для изображения сельской действительности картина выглядит странно. Женщина несколько высоковата по сравнению с конями, которых она словно играючи ведет в поводу, нереально летящая походка, неожиданное изящество фигуры. С общим фоном ранней весны резко контрастируют и ребенок, сидящий на краю поля в одной тонкой рубашке, и венки из цветов необычной для этой поры года васильковой синевы, разбросанные вокруг него.
Но насколько хорошо эти “странности” совмещаются с удивительным пейзажем – первым пейзажем в русской живописи, где изображена именно рус – ( екая природа! Венецианов первым из русских живописцев сумел увидеть гармонию родных полей. Редкие облачка тянутся к горизонту по невысокому небу, едва заметной округлостью выступает горизонт, прозрачно светятся тонкие силуэты деревьев.
Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, чуть левее пня, исчезает вдали третья такая же группа.
Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом. Остается только бросить еще один взгляд на эту картину, чтобы понять: на поле свершается великое таинство мирового круговорота – и именно его запечатлевает художник.
Кроме деревенских типов и сцен народного быта Венецианов писал портреты и картины религиозного содержания. Наиболее известными являются “Причащение умирающей” и “Гадание на картах”. В 1830г. в Петербурге организована выставка 32 картин художников школы Венецианова.