“Музицирующая св. Цецилии с ангелом” интеллектуальное и художественное начало, которым наделен этот образ, подводит нас к ясному осознанию красоты вдохновения. Почти рафаэлевский по мастерству рисунок насыщен такими цветовыми градациями, толчок которым могла дать лишь живопись Веронезе; сама тема картины, видимо, имела для художника изначальную притягательную силу.
Как заметил один из летописцев болонской школы, Доменикино, будучи еще ребенком, “любил музыку до чрезвычайности… хотя и не знал толком, как ее исполняют”.
По вопросам теории он высказывался с таким знанием дела, что к нему с уважением прислушивались знатоки. У него были арфа и клавесин, перестроенный в открытом им старом хроматическом ладу, однако в данной картине музыка исполняется на семиструнной виоле и, возможно, в манере композитора Клаудио Монтеверди, отличавшейся стремлением к ясному выражению эмоции. Молитва святой рассказывает нам, что “Дева Цецилия пела единому Господу, говоря ему: дай чистоту, о Господи, моему сердцу и моему телу, дабы я не погибла”.
Перед работой над этой картиной Доменикино расписал капеллу в церкви Сан-Луиджи в честь св. Цецилии, тело которой, чудесным образом оставшееся нетленным, двадцатью годами ранее было открыто в Риме. Лувр. Париж