Картина “Муза, вдохновляющая поэта” входит в список известных работ Руссо. Художник написал ее в период, когда его творчество достигло почти предельного рассвета. Несмотря на это, его материальное положение нисколько не улучшалось, и он часто вынужден был занимать деньги у знакомых.
В жанре “портрет-пейзаж”, являвшимся изобретением Руссо, художник изобразил друга, поэта-символиста Гийома Аполлингера в компании с художницей Мари Лорансен – своей музой, осеняющей на картине спутника красноречивым жестом, хотя высказывались мнения, что пальцы художницы, т. е. Музы, указывали место, откуда должно прийти вдохновение.
Историю создания полотна можно узнать по письмам Руссо и Аполлингера, для которого позирование превратилось в малоприятное занятие. Так, в одном из писем поэт заметил, что перед Руссо, трудившимся над портретом, стояла непростая дилемма: с одной стороны ему нужны были деньги, с другой – он боялся потерять дружбу с поэтом, прося у него аванс. Сам художник, обращаясь к поэту, просил у него небольшого задатка, сетуя, что на ужин у него осталось всего 15 су.
Существуют две версии картины, различие между которыми несущественное.
В Россию картина попала благодаря Сергею Щукину, который приобрел ее в галерее Воллара по совету Пикассо. Амбруаз Воллар был единственным торговцем картинами, постоянно покупавшим работы Руссо; за эту картину, выставленную на мартовском Салоне независимых 1890 года, он отдал 300 франков.