Муза Талия [1450-1460] Микеле да Паннонио иначе Микеле Онгаро, феррарская школа. Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 44. Тополь, темпера и масло, 136,5 х 82 см.
Подарена Арнольдом Ипойи в 1880 году; в XVIII веке находилась в феррарском доминиканском конвенте, в зале заседаний инквизиции; в 1857 году хранилась в римской галерее Сагро Монте ди Пьета; к Ипойи попала от флорентийского антиквара Рибле.
Выставлялась в 1933 году в Ферраре на выставке “Феррарский Ренессанс”, в 1966 году в парижском Пти Пале на выставке “Искусство Венгрии X XX веков”, в 1972 году в римском Палаццо Венеция на выставке “Искусство Венгрии”, в 1973 году в будапештском Музее изобразительных искусств на выставке “Искусство Ренессанса в Европе” и в 1981 году там же на выставке “Музею изобразительных искусств – 75 лет”. Как свидетельствует имя художника, этот значительный феррарский мастер был венгром по происхождению. Мало его произведений дошло до наших дней; кроме будапештской сохранились еще две боковые алтарные картины, находящиеся в Картинной галерее Феррары.
Будапештская картина снабжена бандеролью с подписью: EX MICHAELE PANONINO. Сохранившиеся произведения Паннонио относятся к позднему периоду его творчества, когда на его стиле сказалось сильное влияние значительно более молодого художника Козимо Туры. И для Туры, и для Паннонио одинаково характерно игривое изображение драгоценностей, ювелирных изделий и цветов, кажущихся металлическими.
Стремление к естественному перспективному изображению, правильное с архитектурной точки зрения написание трона – все это черты Ренессанса, но складки одежд напоминают готические формы. Заказчиком этого произведения был феррарский герцог Борсо д”Эсте. Среди имеющихся на подножии трона греческих и латинских надписей можно видеть одну из регалий герцога. Долгое время полагали, что на картине изображена Церера, но недавно это мнение было отвергнуто. М. Баксандалл высказал предположение, что будапештская картина относится к серии картин, изображавших муз, которая в свое время украшала художественную студию дворца Бельфиор – одного из дворцов герцогов д”Эсте в окрестностях Феррары.
В 1632 году здание еще существовало, хотя в 1483 году было опустошено пожаром. Внутреннее убранство и украшение дворца было сделано феррарскими мастерами эпохи кватроченто, такими, как Тура, Косса, Микеле да Паннонио, Анджело Макканьино.
Баксандалл первым обратил внимание на связь будапештской картины с серией муз, а также на то, что гуманист Гварино да Верона, состоящий на службе у герцогов д”Эсте, в письме к герцогу Лионелло дает программу серии картин, изображающих муз, с подробным описанием, как, по его мнению, следует их рисовать, исходя из их имен. Письмо это, датированное 1447 годом, было, по всей вероятности, ответом на просьбу герцога.