Святая Либерата или Вильгефортис – католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля – закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии.
Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление – у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять. Известна также как Куммернис, Онтокоммена, Ливраде, а в Англии как Анкамбер. До недавнего времени мученица, изображенная на алтарном фрагменте, отождествлялась со святой Юлианой.
Ныне признано, что это – святая Либерата, наказанная своим отцом-язычником за то, что молилась Господу о появлении у нее бороды, желая остаться девственницей.
Культ этой святой возник на юге Нидерландов. В соборе Хертогенбоса имеется алтарь, посвященный мученице, где она, как и здесь, изображена безбородой. Созданный вскоре после 1500 года, этот алтарь Босха сильно пострадал от времени, особенно его боковые створки, на которых первоначально были изображены два донатора.
Самое раннее упоминание об этом триптихе содержится в книге Антонио Мариа Дзанетти “О венецианской живописи” , описавшего картины в коллекции дожей.
В XIX веке триптих был перевезен в Вену, и только в 1919 году. после Первой мировой войны вернулся в сильно поврежденном виде на прежнее место. Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Ранее было принято считать, что триптих посвящен Святой Юлиане, культ которой весьма распространен в Северной Италии. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно, и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств.
Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая – дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой. В таком случае в юноше можно видеть одного из пяти тысяч обращенных в истинную веру стараниями святой.
В первый и последний раз Босх изображает сцену мученичества с толпой зрителей, представленных в исключительно разнообразных одеждах. Распределение фигур по всей плоскости картины, снизу вверх, без перспективного чередования планов в глубину – дань средневековой традиции. Изначально на створках триптиха были изображены его донаторы.
Почитаемый Босхом Святой Антоний, никак не связанный сюжетом с центральной частью триптиха, на левой створке и предположительно два работорговца на правой, написаны поверх изображения донаторов. На этом триптихе имеется подпись Босха. Она выполнена готическими буквами и традиционно помещена у нижнего края картины, как и в произведениях, находящихся в собрании Прадо в Мадриде: “Семь смертных грехов” и триптихе “Воз сена”.