Автобиографические мотивы в творчестве И. Глазунова встречаются нередко. Но картина “Моя жизнь” является наиболее полным обобщением раздумий художника о своей судьбе, неотъемлемой от судьбы горячо любимой им России. Создание полотна в 1994 году практически совпадает с началом работы художника над его книгой-исповедью “Россия распятая”. И поэтому мотивы написания и пафос картины точнее всего могут определить слова самого автора, высказанные в предисловии к книге: “Я – маленькая частица нации и горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести, и не отказываюсь ни от одного поступка, картины или напечатанного слова.
Я не изменил России и себе, думая, как миллионы русских.
И народное признание явилось гарантом того, что меня не растоптали, несмотря на ненависть и клевету врагов. Я благодарен всем, кто помогал в моей, нашей общей борьбе за Россию. Моя исповедь – мои картины и эта книга…
Упорное желание написать ее возникло у меня по велению гражданской совести, а не только из-за ненависти к клеветникам России и ко мне лично как к русскому художнику. Прочтя рукопись одной из книг обо мне, я понял, что должен написать о себе сам, выразить свой взгляд на добро и зло в мире, дать отпор фальсификаторам нашей истории и защитить ею себя – художника и солдата истерзанной и униженной России…”
В композицию картины вошли ключевые вехи жизни художника, определившие формирование его творческой личности. В левой верхней части полотна мы видим образы, отражающие дух Петербурга – Ленинграда, где родился и перенес ужасы блокады будущий художник, когда на его глазах умирали мучительной голодной смертью его родители. Классической образ фрески Гвидо Рени “Аврора” – это один из примеров великих произведений искусства, наполнявших бывшую Императорскую Академию художеств, в стенах которой в послевоенные годы шлифовалось профессиональное мастерство Глазунова и где он познакомился с будущей женой – Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа.
Ниже представлена сцена, характеризующая семейную атмосферу, в которой воспитывались дети художника – Иван и Вера. Емко решается целостный образ социалистической эпохи, с присущими ей аксессуарами, вторгающийся в верхнюю центральную часть картины неким клином. Одна сторона его, представляющая взвившийся дымовой столб, напоминающий подножие ядерного гриба, как бы отделяет социалистический мир от прежней дореволюционной России и всего светлого, наполнявшего внутренний мир художника
С другой стороны – уходящая в поднебесье лестница, нередко встречающася в других произведениях И. Глазунова. Лестница в славянской традиции воспринимается как символ духовного восхождения. Но пока на ней ни одной живой души. А в самом центре – балансирующая на фоне домов фигурка канатоходца.
Напряженность взгляда молодого художника, думается, каждому будет понятна – образы, населяющие правую часть картины, рисуют состояние страны, считавшейся не столь давно сверхдержавой под названием СССР.
Конечно же, эта картина, отражающая основные этапы жизни художника на фоне бытия всей России, наполнена трагическим звучанием. Художник стремился всегда выражать суровую правду жизни, касающуюся не только лично его. Однако, он не был бы самим самим собой, если бы впадал в уныние, если бы всеми силами своей души и могучего таланта не стремился дать ответ на “проклятые вопросы” времени, которые особенно актуальны в нынешнюю пору смуты и разложения государства и общества. Самый знаковый эпизод, подводящий итоги прожитому и указывающий ориентир на будущее, мы видим в нижней центральной части композиции.
Он обрамлен радугой, края которой поддерживают два ангела. Под радугой – образ Святой Руси, всегда бывшей идеалом для художника.
На его фоне монументальный автопортрет самого Глазунова. Его борьба продолжается и по сей день, отражаясь в творческой и общественной деятельности, привлекая все больше друзей и единомышленников, над портретами которых возвышается образ Спасителя. Не все выдерживают напряжение этой борьбы художника, и образы таких отступников тоже присутствуют рядом.
За спиной художника высятся светлые и одухотворенные фигуры его детей, символизирующих новое поколение молодежи, которое уже сегодня определяет главное направление творческого и духовного обновления России.