Юрий Ракша был классическим представителем позднего соцреализма 60-70-х годов. Этим духом проникнуто и все его творчество. Но свою маму такой Юрий Ракша никогда не знал. Всю жизнь она отработала разнорабочей на местной фабрике.
На ее молодость пришлись голодные военные и послевоенные годы. И к 1950 году, когда наконец-то вернулся после фронта и последующей службы отец, мать стала совсем старухой.
Картина задумывалась как некое лирическое посвящение. Тридцатым годам, молодости, героизму, строительству Магнитки. Художник не застал это время, но смог его прочувствовать.
На картине – часть небольшой комнаты девичьего общежития, размещенного в деревянном бараке. Железные кровати, одна из которых покрыта лоскутным деревенским одеялом, на стене – зеркало, несколько фотографий и разворот какой-то газеты. Четыре девушки. Одну из них ожидает мужчина за окном – судя по всему, светловолосую, которая стоит спиной к зрителю в центре комнаты.
По словам художника, ему важно было передать единство духа и физической красоты. Результатом явился необычный золотой свет, в котором “купаются” девичьи фигуры.
Именно эта картина принесла Юрию Ракше большую известность. Пошли многочисленные выставки, публикации в различных журналах, после которых художнику приходили пачки писем. Сам он признавался, что самыми дорогими были письма от ровесников его мамы, строителей Магнитки, узнававших в картине и себя и все мельчайшие детали быта.
В максимально точном и полном отражении всех подобных деталей и состоял поздний соцреализм.
Темы, полностью раскрытые в картине – героизм, единство физической и духовной красоты, молодость – художник использовал и в других полотнах, таких, как “Современники” и “Продолжение”.