Сера вводит в композицию своего пор-ан-бессенского полотна “Мост и набережные” персонажи, до этого не фигурирующие ни на одной из его марин. Помимо нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем застыли в неподвижности таможенник, ребенок, а также женщина с какой-то ношей. Застыли, окаменели – безусловно.
Но их присутствие нарушает абсолютное одиночество, характерное для марин художника. Жизнь вторгается в его одинокое царство, погруженное в невыразимо сонное оцепенение, – царство моря, берегов и причалов.
И как если бы этот прилив жизни всюду и сдерживаемые до поры жизненные силы, накаливаясь, вдруг начали вырываться наружу, распространяться везде, где только можно – в однообразные и суровые будни художника вторглось то, что он всегда старался подавить, изгнать, – та мрачная сила, которая дает рождение всему живому и его же обрекает на гибель в стихийном, обретающем самые разные формы натиске, в слепом и торжествующем порыве.