“Москва II”, написанная Кандинским в 1916 году – одно из самых прекрасных полотен “русского периода”, находящихся в частных коллекциях. Бурные события, приведшие художника обратно на родину, разбудили любовь к родному городу, хранившуюся в его сердце все эти годы. В 1916-1917 годах, вдохновленный возвращением, Кандинский пишет несколько “московских” картин.
Эта композиция-калейдоскоп, насыщенная бурной энергией цвета воплощает красоту динамики Москвы, какой видит ее художник.
“Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство – лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра.
Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви – всякая из них как отдельная песнь,- бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или alegretto голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир алиллуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого. И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее – золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов, Солнце Москвы” В письме к Мюнтер от 4 июня 1916 года Кандинский пишет об идеях для своих новых московских работ: “Я хотел бы написать большой пейзаж: собрать отдельные элементы и объединит их на холсте. Слабые и сильные, я бы смешал их вместе, также как мир представляет собой смесь различных элементов.
Эта картина должна быть как оркестр […] в 8 часов вечера я пошел в Кремль, чтобы увидеть соборы такими, как я хочу их изобразить. Новые богатства развернули они перед моими глазами”. Через несколько недель он снова писал ей: “Это постепенно развивается в моем воображении.
То, что было лишь фантазией, в настоящее время принимает физическую форму. Чего не хватало этой идее – это глубины и звучания, очень серьезного, сложного и в то же время простого” .
Затем, после двух с половиной месяцев работы на холсте, Кандинский пишет: “Вы знаете, что у меня была эта мечта – написать большую картину, вдохновленную счастьем, радостью жизни, или Вселенной. Внезапно я осознаю гармонию цветов и форм, происходящих из этого мира радости” . Интересно что на обеих картинах, “Москва I” и “Москва II” в самом центре холста отчетливо различима пара в традиционных русских костюмах, обращенная спиной к зрителю и как будто созерцающая вместе с ним величественную симфонию столицы. PS: картина продана в Лондоне на аукционе Сотбис 3 февраля 2015 года за 9,48 млн долларов.