Картина “Московский дворик” для молодого художника Василия Поленова стала дебютной работой в качестве участника Выставок художников-передвижников. Написанный из окон собственной московской квартиры этюд он не посчитал чем-то значимым, назвав работу “картинкой, изображающей дворик в Москве в начале лета”. Но именно благодаря этой “картинке” к художнику пришла известность и слава, а само полотно стало любимейшим для каждого русского человека.
Типичный уголок Москвы XIX столетия: стоящие по соседству особнячки и дома попроще, сверкающие на солнце купола церквей, поросший густой зеленой травой дворик, душевный провинциальный уклад жизни. Солнечный летний день. Утро. Плавно скользят по голубому небу легкие облака. По одной из тропинок лужайки к колодцу идет крестьянская девушка, осторожно неся ведро.
Рядом, никого не страшась, деловито роются куры. Греясь под солнечными лучами, стоит, переминаясь с ноги на ногу, запряженная в телегу лошадь.
Готовая в любой момент отправиться в дорогу, она мирно ждет своего хозяина. На среднем плане – маленькие ребятишки. Двое из них затеяли веселую возню на зеленой траве. Один малыш сидит поодаль от них и плачет, но никто не обращает на него внимания.
Ближе к краю – старшая девочка в длинной юбке и белой рубахе с увлечением рассматривает сорванный цветок. Каждый занят своим делом. Будничная суета, прекрасная своей повседневностью, ясная безмятежность пейзажа составляют главную прелесть картины.
Василию Поленову удалось наполнить поэзией самые повседневные вещи. Все, от покосившихся построек, пышного ковра зелени до кривых берез и светловолосых ребятишек написано с любовью к природе, людям и жизни. Именно эта неиссякаемая сила любви и позволила художнику раскрыть зрителю красоту привычного, наполнить ощущением радостного тихого праздника обычный будний день.
Что-то необъяснимое словами, родное и близкое, живущее в человеке с малых лет скрыто в этой картине. Поэтому она по сей день остается дорогой и любимой.