Картина “Морской бой в гавани Неаполя” или “Неаполитанская гавань”. В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи и некоторые итальянские маньеристические черты.
Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, “Неаполитанская гавань” , “Падение Икара” , гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Самые ранние произведения Питера Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Херри Мет де Блес и Иоахим Патинир.
Именно это сочетание непосредственного прямого, наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма.