Художник любил изображать переходные состояния природы: еще не погасший вечер, зыбь рождающегося утра, позднюю осень или раннюю весну, когда природа так таинственно-сокровенна, одухотворена, пронизана каким-то “светом невечерним”, полна особого музыкального звучания.
Дивная сказка зимних сумерек в картине “Морозный вечер” написана с раннего рисунка 30-х годов из сохраненного О. А. Беляевой альбома Смирнова-Русецкого. Цикл “Прозрачность” – один из наиболее полно художественно разработанных, глубоко философски осмысленных циклов художника. Он включает в себя более 260 картин и не меньше этюдов.
Тема “прозрачности” не была преходящей для художника. Идея двоемирия составляла стержень мировоззрения его, верного последователя философских идей Рерихов. Художник был верен им всю жизнь и наиболее адекватно выразил в этом цикле.
Сумерки. Лесная просека в дымке почти осязаемого, морозного голубовато-лилового воздуха, делающего даже передний план картины – силуэты выстроенных по бокам просеки масс деревьев нерезкими, оплавленными. А дальше, как бы сквозь хрусталь тонкого льда, массы и формы утончаются, тая в сиреневой дымке, и даже зябкое зимнее небо какого-то невыразимого цвета, с серпом одинокого, еле видного в морозном ореоле месяца, растворяются и тают в вышине.
А в центре картины окутанная изморозью сосна, как будто не успевшая спрятаться в глубине леса, да так и уснувшая до весны в пушистом лилово-синем снежном одеяле. Природа спит, но она оживлена внутренними токами, потому что от казалось бы уснувшей сосны исходит еле заметное сияние, “несказанный свет”, по выражению Ю. В. Линника, и, может быть, она тихо ведет свою волшебную беседу с небом и этим молодым месяцем, вышедшим ей навстречу. Тихо и торжественно, как в храме. И какая-то манящая сила заставляет взглядом уходить все дальше в глубь прозрачных планов, слиться там, в бесконечности, с небом.
Как созвучен этот пейзаж просветленной душе человека, обращенной в творческом порыве к поискам вечной истины и сущности бытия.