Вскоре в компанию Лотрека вошел и Морис Жуаян, бывший его однокашник по лицею Фонтан, с которым он снова подружился. Морис Жуаян происходил из хорошей семьи и обладал большим тактом и благородством. В октябре 1890 года к нему с деловым предложением обратился Буссо, владелец галереи “Буссо и Валадон”: “Наш управляющий Тео Ван Гог, – сказал он, – тоже сумасшедший, как и его брат-художник.
Сейчас он находится в лечебнице. Замените его и делайте все, что вам заблагорассудится”.
Действительно, через два с половиной месяца после самоубийства Винсента Тео проявил признаки безумия. Он находился в клинике доктора Бланш, в Пасси, затем его увезли на родину и поместили в больницу для душевнобольных в Утрехте, где он и умер через несколько недель, в январе 1891 года.
Буссо назначил Жуаяна на пост директора своего отделения на бульваре Монмартр, 19. “Тео Ван Гог, – заявил он, – собрал отвратительные работы современных художников, дискредитировавшие фирму. У него были, правда, несколько произведений Коро, Руссо и Добиньи, но мы забрали этот товар, да он вам и ни к чему. Вы найдете также довольно много картин пейзажиста Клода Моне, которого начали покупать в Америке, но он пишет слишком много. У нас с ним договор на всю его продукцию, и он нас заваливает своими пейзажами, в которых все время повторяет одну и ту же тему.
Все остальное – ужас. В общем, выкручивайтесь сами и не просите нас о помощи, иначе мы прикроем лавочку”.
Несколько обескураженный этим предупреждением, Жуаян составил список картин, которыми его несчастный предшественник набил две крохотные комнатенки. В этой коллекции, помимо Моне, он обнаружил “ужасы”, подписанные Гогеном, Дега, Писсарро, Раффаэлли, Гийоменом, Домье, Йонгкиндом, Одилоном Редоном, а также произведения Лотрека, которые были куплены Тео по настоянию Винсента.
В предшествующие годы Жуаян случайно раза два виделся со своим старым школьным товарищем. Так как авторы картин, находящихся в галерее, обычно приходили узнать о судьбе своих работ, Жуаян понял, что рано или поздно на пороге его лавочки появится и Лотрек. Так оно и случилось.
Жуаян начинал свою деятельность в очень неблагоприятной обстановке. Не было ни покупателей, ни денег. Немногочисленные посетители качали головой и делали мрачные предсказания.
Жизнерадостный, как всегда, Лотрек постарался подбодрить Жуаяна. Теперь, когда его товарищ по лицею Фонтан оказался в “его лагере”, он с ним уже не расстанется. Что, Дега даже не соизволил показаться? “Ничего, – утешал друга Лотрек. – Все придут, никуда не денутся”. И действительно, вскоре галерея стала центром, вокруг которого сплотилась молодая живопись.
Там встречались Гоген, который как раз в это время готовился к отъезду на Таити, Эмиль Бернар, Серюзье, Шуффенекер, Шарль Морис.
Лотрек приходил туда каждый день.