Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство не зависит напрямую от исходного материала художника – реального или умозрительного; оно подчиняется собственным законам.
Композиция “Моления о чаше” Эль Греко построена на столкновении иррациональных и казалось бы несопоставимых элементов, которые, объединяясь, передают мистическое ощущение духовной кульминации, сопровождающей этот евангельский эпизод. В центре полотна – коленопреклоненный Иисус; контур скалы у него за спиной повторяет очертания его фигуры.
Слева, сверху, на него смотрит ангел, несущий золотую чашу – символ страстей Христовых. Ангел словно летит на облаке, которое окутывает спящих учеников Христа. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса.
Два симметрично расположенных огромных облака придают композиции равновесие.
Весь пейзаж в Гефсиманском саду, где властвуют сверхъестественные силы, становится символом страданий Иисуса, которые вместе с ним переживает зритель. Этому чувству сопереживания способствуют характерные черты стиля Эль Греко – таинственное, мертвенное освещение, удлиненные формы и экспрессивный колорит.