Одна из лучших нестеровских картин “Молчание”. Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Примечательно, что в своих работах на “монастырские” темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:
“Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен – уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с елочками да березами, а в собеседники дает им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой – блаженного общения верующего человека с природой”.