Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
Карлик вписан в сферу с крестом – это символическое изображение порочного мира.
Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца.
Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию “Где кошелек, там и сердце”, восходящую к Евангельскому тексту.
Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: “Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах”. Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.
Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока. которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных.
По традиции, идущей еще от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.
Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал ее всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине “Фламандские пословицы” и в этой работе десятью годами спустя.
Здесь он возвращается также к оставленной технике – пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.