Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга – знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна – Репин писал несколько раз.
Антон Григорьевич Рубенштейн – выдающийся музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге, он был ее директором и профессором. Рубенштейн обладал значительным композиторским дарованием, проявившимся в самых разнообразных жанрах. Антон Григорьевич признан величайшим пианистом, положившим начало мировой славе русского пианистического искусства.
В двух ранних картинах композитор изображен Репиным за дирижерским пультом на нейтральном фоне, по пояс.
Последний портрет автор писал уже после смерти А. Г. Рубинштейна. Эта новая композиция отличалась парадностью, торжественностью, монументальностью. Фигура дирижера показана в полный рост на фоне парадного Петербургского концертного зала с колоннами, заполненного зрителями.
Картина представляет интерес как позднее произведения мастера, активно использующего в своем творчестве достижения современной живописи. Репин по-импрессионистически высветляет краски, смягчает контуры, передает свечение толщи воздуха. Эффект парадности усилен за счет низкой точки зрения и подчеркнутой торжественности золотисто-красного колорита.
1914 год был юбилейным для Репина, художнику исполнилось 70 лет. Именно в тот период купеческая семья Шихобаловых из Самары познакомились с ним и договорились о приобретении двух центральных картин года. Этими работами были “Бельгийский король Альберт” и “Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубенштейна”.
Репин завершал их в 1915 году.
Картины несколько лет украшали залы особняка Шихобаловых в Самаре. В апреле 1918-го вся коллекция вместе с картинами Репина была передана в Самарский городской музей. Ныне они являются основой постоянной экспозиции Самарского художественного музея.