Картина французского художника Никола Ланкре “Менуэт”. Размер картины 129 x 95 см, холст, масло. Менуэт – старинный грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.
В нотной грамоте пишется в двухколенном складе, в трехдольном размере. Часто на балах за первым менуэтом следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной. Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноименном миноре. Второй менуэт называется трио.
В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй – трехголосно.
За вторым менуэтом всегда идет повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.
Музыка первых менуэтов принадлежит Люлли. Менуэт был придворным танцем при Людовике XIV. Из Франции мода на менуэт распространилась и в другие страны; в России менуэт появился в царствование Петра Великого.
Менуэт писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и новейшие. В особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввел менуэт в свои симфонии. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и Рубинштейн.
В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форму менуэта в музыке композиторы продолжают эксплуатировать.