Картина “Менины” всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса она называлась “Королевская семья”, “Семья Фелиппа IV “. Современное название “Las Meninas” она получила в девятнадцатом столетии.
Cлово – менина имеет португальское происхождение.
Работая над полотном “Менины”, художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста, и создавал картину о том, как пишут картину. Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют Художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом.
Пространственная структура и расположение фигур – таковы, что как зрители мы можем находиться со стороны группы менин вокруг Инфанты, вглядываясь а королевскую чету Мы можем стоять и напротив, со стороны Филиппа IV и его жены, рaссматривая изящную, как Куколку, инфанту и склонившихся к ней двух фрейлин.
В картине живут еще и Карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Вся картина дышит гармонией, ощущением прикосновения к прекрасному.
Существует легенда, что Веласкес очень долго добивался ордена Сант-Яго, дававшего большие привилегии и присваивавшегося только самой родовитой знати.
Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов. Когда работа над “Менинами” близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.