Пейзаж этот ничуть не поэтичен. Вместо райских кущ зритель видит перед собой мельницу, окруженную хозяйственными постройками. Изгороди покосились, земля у кромки воды вытоптана.
Но в этой непоэтичности есть своя – теплая, пахнущая сеном и теплой печью – поэзия.
Живопись как часть натурфилософии “Живопись есть наука, – говорил Констебл, – и ее следует рассматривать как изучение законов природы. В таком случае позволительно считать пейзажную живопись частью натурфилософии, а картины – опытами”. Кажется, свои “опыты” Констебл писал так, словно не мог оторваться от природы. Еще один маленький мазок.
Еще одна деталь. Еще последний взгляд на вон то облако, которое скрывается за кронами деревьев.
Он вынянчивал свои пейзажи, вынашивал их в себе, бесконечно зарисовывая в свой блокнот то, на что другой живописец даже не обратил бы внимания. “Научный метод” мастера заключался в полном подчинении природе, в следовании за нею всюду, куда бы она ни повела его. Позже этим методом воспользовалось младшее поколение “натурфилософов” – импрессионисты.