“Меланхолия и тайна улицы” является самой знаменитой работой не только де Кирико, но и всего направления в искусстве, именующегося “метафизической живописью”. Картина не раз подробно изучалась искусствоведами, многие пояснения внес позже и сам автор. Картина визуально делится на две части – освещенная солнцем площадь с аркадой и скрытый тенью, передний план с той же аркадой.
Главную роль здесь также делят две ипостаси – герои в виде девочки, бегущей за обручем и грозной тенью, к которой и устремилась девочка, а также сам пустынный городской пейзаж, изображенный в различных изометрических проекциях. История изучения этой картины специалистами является ярким примером, когда люди хотят найти скрытый глубинный смысл, который автор и вовсе не закладывал. Много лет обсуждалось, что тень, к которой бежит девочка, не что иное, как человек, несущий опасность и крайнюю степень агрессии.
Сам же де Кирико объяснял, что это всего лишь тень от статуи, которую не видно зрителю. Немалые споры вызывают и открыты дверцы фургона, спрятанного в тени здания. Одни полагают, что здесь скрыта история: это детская шалость героини картины, другие же уверены, что изображение открытых дверей фургона были продиктованы всего лишь композиционными требованиями.
Вообще, все в этой картине подчинено созданию стройной гармоничной композиции, и ради этой цели автор не боится разрушать законы проекции и пространства и вносить спорные моменты в сюжет.