В основе картины “Медный змий” лежит ветхозаветный сюжет – один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия.
Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: “В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна”.
Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские. В 1841 году “Медный змий” был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом “Последнего дня Помпеи” Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Подобно картине Брюллова, полотно “Медный змий” построено по-новому, романтическому, принципу.
Здесь нет главного героя – передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей “сильные кризисы, чувствуемые целой массой”. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.
Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования.
В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле. “Медный змий” был приобретен государем императором для эрмитажного собрания, а в 1897 году – передан в Русский музей.
В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины. Она была очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит. Выяснилось, что зеленые одежды персонажей на самом деле голубые.
А на заднем плане обнаружилось ранее скрытое изображение шалаша – скинии, в которой древние иудеи хранили Ковчег Завета. С февраля 2000 года по декабрь 2002 года реставраторами Русского музея была проведена беспрецедентная работа с грандиозным полотном Ф. Бруни “Медный змий” .
Почти 200-летнее бытование произведения внесло изменения в его первоначальный облик: обветшал холст, потемнел лак, колорит утратил яркость и чистоту. Задачей проводившейся реставрации было укрепление холста и красочного слоя, очистка его от разновременных внедрений. Результаты этой работы позволили максимально приблизить картину к колористическому замыслу художника.