Кто эта сладострастная женщина, одетая в просвечивающие одежды, более подходящие для гарема, – на одной картине, и женщина, бесстыдно выставляющая свою красоту на обозрение всего света, – на другой? Это одна и та же женщина? Страстная, вызывающая желание, соблазнительная, бесстыдная, так как ее взгляд устремлен без тени смущения прямо на зрителя. Однако, как же ее имя? Большинство ответит: на двух картинах – Герцогиня Альба, так как ни одна легенда в искусстве не пустила столь глубокие корни в воображение публики, как романтическое предположение, что, во время своего страстного романа с герцогиней, Гойя увековечил ее на этих двух полотнах.
Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.
Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба. В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине.
Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами. Но кто бы ни позировал для этих картин, маха стала одной из самых восхитительных женщин в мире.
Обнаженная маха Гойи – одна из самых соблазнительных и притягательных женщин, когда-либо созданных воображением художника. Вызывает удивление и тот факт, что Гойя отважился написать эту картину, так как обнаженные фигуры чрезвычайно редки в испанском искусстве. Одна из редчайших и прекраснейших “ню” во всей западной живописи – “Венера” Веласкеса.
Но “Маха” Гойи – не богиня, равным образом, это – не спокойное, реалистическое изучение анатомии человеческого тела; вне всякого сомнения – это живая женщина, вполне реальная, но соблазнительно романтизированная.
Не все испанское общество оценило “Обнаженную маху”; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму. Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей. И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.
Но, до самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, а после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо, откуда вскоре были переданы в Прадо.