Ян Вермеер Делфтский обладал необыкновенным даром передавать неуловимую для равнодушного глаза гармонию мира. Лучезарность бытия в его картинах достигается с помощью особой, столь необычной для голландского художественного видения, классичности композиции и палитры. Нередко мастер пользуется своеобразной точечной техникой, накладывая краску тонкими прикосновениями кисти.
“Мастерская художника” – одна из последних работ Вермеера. Картина имела несколько названий: “Аллегория живописи”, “Искусство живописи”, “Художник и модель”. По своей художественной концепции произведение выходит за пределы принятого в Голландии изображения художника за работой.
Композиционное построение, решение планов и антураж позволяют воспринимать картину символом искусства живописи, преображающего обыденную действительность.
Тяжелый ковровый занавес поднят, и глазам зрителя открывается залитое сияющим светом пространство; юная голландка, задрапированная в сверкающую голубую материю, изображает музу истории Клио; на стене висит карта семи голландских провинций; сам художник, изображенный со спины, одет в праздничный наряд. Картина написана характерными для позднего почерка Вермеера сплавленными мазками, что создаст тончайшую эмалевидную живописную поверхность. Колористическая гамма строится на ярких и насыщенных тонах.