Борис Михайлович Кустодиев – великий мастер, воспевающий русскую жизнь, русский быт, русскую душу. Более всего душа русского народа раскрывалась во время всеобщих гуляний. Особенно привлекала художника исконно-русская традиция празднования Масленицы.
Именно в такие дни всеобщих всенародных гуляний происходит объединение столь многоликого народа русского. Здесь точно на ярмарке все перемешивалось, кружилось точно яркая карусель.
Кустодиев в разное время своего творчества создавал целую серию картин, объединенных общей темой празднования Масленицы. В 1919 году Б. М. Кустодиев пишет очередное полотно под названием “Масленица “. Масленичные гулянья изображены в этой работе наиболее ярко, плотным, густым потоком радостной волны шумных разговоров, отрывистых взглядов, громкого смеха и сияющих, разгоряченных лиц.
Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа.
Своего рода, рождается эффект избыточности. Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. Все это создает пеструю декоративную картинку, похожую на пышное очень редкое и очень красивое украшение.
Празднование происходит на центральной площади одного из небольших провинциальных городов России. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг. Есть тут и булочная, и фрукты, и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр.
Пейзаж городской, веселый, масленичный занесен снегом и инеем. Вокруг каждой лавчонки толпится народ, кто-то играет на гармони, покупает разноцветные воздушные шары, спорит, сплетничает, торгуется, словом отчаянно веселится, забыв обо всем.
Центральным мотивом полотна можно назвать масленичное катание на лошадях, в котором заключен тонкий культурный символ сравнения Руси и тройки. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает…” – вопрошал еще Н. В. Гоголь, имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. И над всем этим, как и во многих других работах Кустодиева возвышается образ собора и бледное, как будто светящееся изнутри небо.
Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение “чудного града”, образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен, игр и сильного задора масленичных катаний.
Полотно “Масленица ” очень интересно рассматривать, изучать, столь детализировано и искусно выписана работа. Картина несет в себе и возбуждает в нас своеобразный перехлест эмоций, восторг, интерес, заражает нас волшебством праздника, пробуждая совсем детскую радость от прихода весны.
Таким образом, получилось довольно сложное, “перегруженное” деталями и образами сюжетное полотно, напоминающее сказочную иллюстрацию, для которой характерны гротеск, особый, слишком декоративный язык, обилие украшений, деталей, скрытых загадок, неявных аллегорических смыслов.