Французский художник Жак Луи Давид был основоположником неоклассицизма. В его творчестве, как и во всей академической живописи, были работы, написанные на мифологические сюжеты. Самой последней большой работой художника является картина Давид “Марс разоруженный Венерой и тремя грациями”, представленная на выставке незадолго до смерти живописца.
Картина вызвала бурную критику тем, что художник совместил в ней столько всего несовместимого, что картина остается до сих пор некоторой загадкой.
В ней есть и черты романтизма, и реализма, а так же идеализация с классицизмом, который подчеркивает сюжет произведения. На первый взгляд выделяется эротическая сторона картины. Это подчеркивает игривость сюжета, обнаженные женские тела, юный Купидон, снимающий сандалии с бога войны.
Мы видим, как богиня любви Венера разоружает Марса, расположившись рядом с ним, три прекрасные грации держат уже снятые шлем, меч и щит. Но в произведении явно прослеживается ирония. В картине отсутствует поклонение античным богам и романтическим чувствам.
Облака, подчеркивающие божественную сущность персонажей, сильно контрастируют с их земным обликом. Даже Купидон забыл про стрелы, хотя должен сражать ими сердца влюбленных пар. А бог войны Марс и не выглядит таковым.
Так же непонятно чем должно все закончиться, что будет дальше, когда Венера его разоружит. В этом и есть ироническая усмешка художника, над которой до сих пор спорят критики и дают новые остроумные идеи по поводу картины. Но факт остается фактом – это великий шедевр выдающегося живописца.
В истории остались известны модели, с которых были списаны персонажи.
Ими являлись артисты театра Ла Монне в Брюсселе. Долго Давид добивался их согласия, и все-таки добился своего. Танцовщица Мари Лезюер стала в картине Венерой, образ Купидона был взят с юного танцовщика театра Люсьен Петипа, а одной из граций в картине стала любовница Виллема II Оранского.
Это великое произведение стало определенным итогом творческой деятельности художника.