Немецкий художник Антон Рафаэль Менгс вошел в историю искусства как теоретик неоклассицизма. С этим направлением было связано и его позднее творчество. К утверждению эстетических принципов классицизма Менгс пришел после увлечения барокко, рококо, под влиянием немецкого историка античного искусства И. И. Винкельмана.
Художник учился рисунку у своего отца – живописца-миниатюриста. Вместе с ним он приехал в Рим, где продолжил свое художественное образование. Менгс долгое время жил в Италии. Он увлекался искусством Рафаэля и Корреджо, копировал их произведения. В 1745- 1746 и в 1749-1754 Менгс работал в Дрездене в качестве придворного живописца Саксонского курфюрста Августа III.
Позднее он работал в Мадриде, а с 1754 был директором Академии св. Луки в Риме. В 1755 художник познакомился с И. И. Винкельманом.
Плодом их дружбы и бесед стала книга Менгса “Мысли о красоте и вкусе в живописи” , в которой он выразил эстетические взгляды художника-неоклассициста. Портрет маркизы де Льяно выполнен в тот период, когда Менгс был уже приверженцем классицизма. Однако свойственные произведению некоторая театральность, интерес к деталям указывают на еще не ушедшее увлечение рококо и барокко.
Другие известные произведения: “Портрет Папы Климента XIII”. 1758. Национальная пинакотека, Болонья; фреска “Парнас”. 1761.
Вилла Альбани, Рим.