Художник писал королеву, как утверждают искусствоведы, с нарочитым преувеличением ее красоты и женственности. Волевые черты лица кисть художника сгладила, преобразив их угловатость и возрастные изменения. Достаточно крупная фигура Марии написана в рамках холщевого полотна, она практически выпадает за границы картины.
Ее образ, словно гора, поражает величавостью и массой.
Дополнительный объем женскому телу придало пышное платье и, не менее огромный, воротник. Внешность Марии Медичи кажется знакомой и “родной” по той причине, что выбеленное круглое лицо и полные щеки неоднократно встречались современному обывателю в чиновничьих кабинетах. Несмотря на искусственно сделанную миловидность, королева строга, взгляд ее волевой, а расслабленные кисти рук просятся сжать пальцы в кулак.
Кожа королевы – хрупкий фарфор, белизну тела оттеняет мрачный бархат платья.
Из-за отсутствия тени на драпировке фона силуэт женщины кажется бесформенной кляксой, слишком большой и угрюмой. Королева имеет темно-русые волосы, тронутые сединой, которую Рубенс удачно замаскировал охрой. Глаза Марии Медичи продолговатой формы, их уголки опущены вниз, а взгляд источает букет из усталости, слез и мудрости.
Из украшений художник выбрал скромную нить жемчуга и серьги хрупкой ювелирной работы.
Образ королевы вызывает трепет и благоговение. Даже скрашенная полнота женщина посредством утончения кистей рук и пальцев не способна скрыть ее внешних недостатков и замаскировать неприглядность форм с точки зрения современных канонов красоты. Автор постарался исполнить портрет, объединив вместе естество натуры и надуманную привлекательность. Работа Рубенса считается не оконченной и, тем не менее, не теряет своей ценности и значимости для мировой живописи.
Вплоть до своей смерти художник хранил портрет Марии Медичи в стенах родного дома.