Картина была написана по программе, данной 14 марта 1808 группе пенсионеров и учеников Императорской Академии художеств 4-го возраста. В центре композиции изображена Марфа – величественная женщина возглавлявшая борьбу Новгорода с Иваном III, героиня одной из неоконченных “дум” Рылеева. По указанию Марфы пустынник Феодосий Борецкий, ее дед, вручает Мирославу, выбранному в супруги дочери Марфы Ксении, меч для борьбы за независимость Новгорода.
Предок Феодосия Ратмир золотом написал на мече: “Никогда врагу не достанется”.
Перед нами строго выверенная классицистическая композиция, построенная на диагональном расположении фигур персонажей и их местоположении на полотне, на четкости контуров и линейной ритмизации, на сопоставлении локальных цветовых пятен, контрастах света и тени и энергичной светотеневой моделировке фигур. За эту картину Иванов получил в 1808 году похвальный отзыв от Академии художеств.
Дмитрий Иванович Иванов относится к тем художникам, которые в любой стране составляют основную часть лиц, посвятивших себя изобразительному искусству. Они становились мастерами, но не настолько большими, чтобы оставлять значительный след в истории изящных искусств. Но и без них ни одно из искусств не существует, ибо лишь массовость создает условия для рождения неординарностей.
Здесь Россия – не исключение. И это справедливо для наших времен, когда из сотен или тысяч молодых людей, получивших дипломы о специальном образовании, заявляют о себе в лучшем случае десятки. Так было и во время становления русской живописи в XVIII-XIX веках. Д. Иванов был с 1803 года учащимся Академии художеств.
Он занимался у известного мастера и педагога Г. И. Угрюмова и зарекомендовал себя крепким академистом.
В 1805 году юноша получает золотую медаль за выполнение программы, предложенной почетным любителем Академии художеств графом С. О. Потоцким “Представить мужественный подвиг патриарха Никона в укрощении народного бунта”. Еще более плодотворным был для Д. Иванова 1806 год, в котором он за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали, вторую золотую медаль за программу “Прием Владимиром Мономахом греческих послов с богатыми дарами”. В том же году он окончил Академию с аттестатом первой степени и шпагой.
А в 1808 году Д. И. Иванов за картину “Марфа Посадница” награждается похвальным отзывом.
Известно, что в 1808-1810 годы художник в составе историко-археологической экспедиции совершил путешествие по России, где выполнил сотни рисунков, чертежей, копий с древнерусских архитектурных сооружений. Копии Д. И. Иванова с мозаик собора Святой Софии в Киеве современники считали самыми точными копировальными рисунками оригинала. К сожалению, после 1810 года сведения о жизни художника отсутствуют.