Мурильо по праву называют последним мастером “золотого века” испанской живописи. Он был младшим современником Сурбарана, Веласкеса, Риберы, но в отличие от своих старших современников художник, хотя и переносил религиозные сцены на испанские улицы, все же тяготел к идеальной трактовке образов.
Иное можно видеть в его картине “Маленький нищий”, которая выделяется реалистической трактовкой образа. Умело подобранная цветовая гамма позволила художнику почти с натуралистической точностью показать лохмотья мальчика, детали интерьера.
Реалистическая трактовка образов наблюдается и в других произведениях мастера, посвященных севильской бедноте, “маленьким нищим”, которых он писал с особой лиричностью и порой с добрым юмором. Именно такую манеру реалистического письма Мурильо отстаивал в созданной им Севильской Академии, первым президентом которой он стал в 1660.
Другие известные произведения: “Поклонение пастухов”. 1675- 1680. Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Отдых на пути в Египет”.
Между 1665-1670. Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Мадонна с четками”. Ок. 1653. Прадо, Мадрид; “Мадонна с салфеткой”.
1665. Музей изящных искусств, Севилья; “Девочка с фруктами”. 1655-1660.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва; “Мальчик с собакой”. 1655-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Игроки в кости”.
1670-1675. Старая пинакотека, Мюнхен.